Кэмерон украл у Стругацких?

Печать

01.01.2010 00:00

Писатель Борис Стругацкий обвинил режиссера «Аватара» Джеймса Кэмерона в плагиате. 76-летний фантаст заявил, что сюжет картины, покорившей уже миллионы зрителей, взят из знаменитого цикла романов братьев Стругацких «Мир полудня», вышедшего в середине 60-х годов.

«Американцы «позаимствовали» нашу идею, — говорит Борис Натанович. – Это очень неприятно. Но не судиться же мне с ними?».

Во всех интервью, которые режиссер Джеймс Кэмерон дал после начала триумфального шествия своего «Аватара» по планете, он утверждает: сценарий картины был написан им лично еще в 1995 году. Рассказывая об этом, создатель «Титаника», мягко говоря, лукавит: планета Пандора из фильма «Аватар» со всей ее флорой и фауной появилась тремя десятилетиями раньше в цикле романов «Мир полудня» братьев Стругацких.

Вот так описывается созданный Стругацкими мир Пандоры в литературных энциклопедиях: «Пандора — популярный курорт планетарного масштаба. Большая часть её покрыта джунглями, полными опасной неземной фауной вроде ракопауков и тахоргов. По некоторым сведениям, в пандорианских лесах сосуществуют по крайней мере две гуманоидные цивилизации. Несмотря на нечеловеческие усилия служб безопасности, каждый год на Пандоре гибнут и калечатся десятки людей».

«Аватар» словно иллюстрирует книги Стругацких. Например, в романе «Беспокойство» на Пандору попадает и поселяется у аборигенов биолог Михаил Сидоров, пишет lifenew. В фильме Сидоров превращается в морского пехотинца Джейка Салли. В книгах Стругацких коренные жители планеты напоминают собак, в фильме – кошек. Сам Кэмерон однажды назвал свой фильм «приключением в джунглях с экологическим подтекстом, выходящим на мифический уровень повествования».

«Мы создали целый мир, целую экосистему из фантасмагорических растений и существ, и местных жителей с богатой культурой и собственным языком, — рассказывает режиссер журналистам. — Источником вдохновения для сценария служили книги научной фантастики, прочитанные в детстве».

И если о романах Эдгара Райса Берроуза в качестве исходного материала Кэмрон все же упомянул, то о знаменитом «Мире полудня» Стругацких он не проронил ни слова. 76-летний писатель, узнав об этом, лишь грустно улыбается.

Напомним, фильм Джеймса Кэмерона «Аватар» заработал в российском прокате за первые выходные $21 млн. Таким образом, был побит прежний рекорд по премьерным сборам в России, установленный ранее мультфильмом «Ледниковый период 3: Эра динозавров». Напомним, что сборы этого фильма составили $20,9 млн.

Стоит отметить, что российский старт «Аватара» оказался самым внушительным по сравнению с европейскими и азиатскими рынками. Так, во Франции картина заработала $19 млн, в Великобритании — $14,2 млн, в Германии — $13,2 млн, а в Южной Корее — $10,8 млн.

Общие мировые сборы картины достигли $232 млн.

Бюджет проекта до сих пор держится в тайне. Источники в киностудии FOX утверждают, что ее производство обошлось в $237 млн, еще около 100 было потрачено на рекламу и продвижение.

Отметим, как сообщалось ранее, специально под картину Джеймса Кэмерона «Аватар» российские кинотеатры открыли около ста 3D-залов. Как утверждают участники кинорынка, основным преимуществом фильма станет именно использование 3D-технологий. Специально под фильм Кэмерона кинотеатрам пришлось закупать новое оборудование, отмечают «Ведомости». Количество 3D-залов в России с марта этого года увеличилось в три раза, до 323. Оборудовать один зал стоит около 100 тыс. евро — таким образом, общие затраты киносетей составили примерно 24 млн евро.

«Аватар» — первый фильм Кэмерона, почти полностью построенный на 3D-технологиях.

Главным героем фильма стал бывший морской пехотинец, парализованный Джейк Салли. Вследствие эксперимента он становится аватаром, звеном между людьми и пришельцами. Ветеран войны прибывает на планету Пандора, населенную гуманоидной расой На'ви. Землянин оказывается в центре конфликта родной и местной культур, означающем начало смертельно опасного приключения.

В российский прокат кинолента вышла 17 декабря, на день раньше мировой премьеры.