timsviridov |
Заглянуть за горизонт |
2010.04.14 03:40:40 | |
На октябрьском 2009 г. заседании Совета по фантастике выступал один из моих любимых авторов — Сергей Павлов («Лунная Радуга»). Тематика докладов была — различие советской и российской фантастики. Сергей Иванович сказал среди прочего: «Фантастическая литература приносит в нашу жизнь н о в о е — (я не помню точно, но цифра была, кажется, такая) — 75 процентов всего что в нашей жизни появляется нового сначала было придумано фантастами...
В «Малеевке»-1985 (Дубулты) руководителем моего семинара по фантастике был Дмитрий Биленкин, известный писатель, и человек большого философского ума, удивлявший нас всякий раз весьма нетривиальными обобщениями и неожиданными параллелями. Дмитрий Александрович любил повторять примерно следующее: «Авторы-фантасты различаются между собой тем, что н о в о г о они смогли принести в своих книгах. Вы можете писать захватывающие приключенческие произведения, или высоколобую интеллектуальную прозу, но реально вы оставляете свой след в фантастике т о л ь к о в том случае, когда вы высказываете идеи, которые до вас не высказывал никто...» Там же, насколько я помню, мы составляли список фантастов, «вошедших в историю» именно идейной новизной. Что называется сегодня звучным словом «Фантастика» и лежит на полках магазинов? Насколько фантастична сегодняшняя фантастика? Что происходит за портьерами авторских лабораторий? Почему читатели порой затрудняются определить точную границу между фантастикой и фэнтези (а порой и просто приключениями)? Ответов может быть много. Но реально он только один: в то время как растет число НФ-публикаций, количество изобретенной новизны пропорционально не увеличивается. Типа как размазать то же количество икры на большее количество хлебов. Да, авторы сегодня смелее и чаще применяют так называемые «фантастические приемы» — переносят героя из одного исторического времени в другое, сравнивают эмоциональные и технологические пласты различных исторических формаций, показывают грядущий апокалипсис, а издательства развертывают массированные многокнижные атаки на чей-то давно придуманный фантастический мир, охотясь за читательским вниманием. Но полнейшее ощущение, что все условились играть в некие «шахматы», двигая одни и те же фигуры по одним и тем же доскам. Да, то самое что называется «с лесу по сосенке». Как сочетается это с основной функцией НФ-литературы: заглянуть за горизонт, показать куда дальше идти? Ведь если писатель — инженер человеческих душ, то НФ-писатель — инженер человеческого будущего! Сложно оценить это. Коммерциализация фантастики мало чем отличается от коммерциализации искусства в целом. Самое главное (к сожалению) — количество «икры» не увеличивается. Везде очень много — просто «хлебов»... Теги: размышления | малеевка | фантастика
|
Наш опрос
Это интересно
Премия "Hugo" учреждена в 1953 году как литературная премия в области научной фантастики. Присуждается по голосованию Всемирных конвентов любителей фантастики Worldcon, поэтому считается «читательской». В 2009 году была присуждена Нэнси Кресс за роман "Нексус Эрдмана" .
Блоги
|
Форум
- темная тема для анекдотов
bluevebreah 16.9.2012 6:25 - Re: Безликий поток современной фантастики
Алексей Корепанов 8.1.2012 17:43 - Re: Безликий поток современной фантастики
alexander Zhabinsky 8.1.2012 17:26 - Re: Безликий поток современной фантастики
Алексей Корепанов 8.1.2012 17:03 - Re: Безликий поток современной фантастики
alexander Zhabinsky 8.1.2012 16:14
Иван Ефремов
Иван Ефремов легендарная фигура русской фантастики второй половины ХХ века. Как автора его отличало внимание к ноосфере человеческого сознания и раскрытие образа цельной гармоничной личности. Медаль им. И.Ефремова - основная премия СФП.
Миры Непримириых
Тимур Свиридов "Миры непримиримых" БФ
...Его зовут Дар. Он не знает, откуда пришел на планету тангров. Он не помнит своего прошлого, но он уверен, что ему уготована судьба спасителя Рортанга - мира жестоких законов, бесконечной боли и ярости сражений...
Война в Осетии
В период Олимпийских игр войны прекращаются... Давнее правило, известное всем. Но и оно оказалось нарушено, и небо над Южной Осетией расцветили отнюдь не огни праздничного фейерверка. В одночасье изменилась жизнь... Далее
Миклашевский
Документально-художественный роман "Разведчик Игорь Миклашесвкий" посвящен человеку уникальной судьбы. Офицер зенитной части ПВО, чемпион Ленинграда по боксу, лейтенант Игорь Миклашевский, пройдя тяжелые испытания начального периода войны, волею судеб стал разведчиком, работал в глубоком тылу врага.
Свиридов Г.И., издательство Патриот, 2010
Чушь собачья
Вот вам, значится, Лыцк, град партийно-православной формации… Вот вам, стал-быть, и Баклужино, «закордонный прогнивший Запад», место, где темные силы злодействуют!.. А между ними – ни в тех, ни в этих – город Суслов, в котором – ВООБЩЕ НИ-ЧЕ-ГО! Ничего заметного хоть для мирового сообщества, хоть для отечественного общества, хоть и для черной нечисти.
Евгений Лукин "Чушь Собачья".
Стивен Кинг
Величайший автор фантастики двадцатого столетия, множество романов и экранизаций, книги Стивена Кинга изданы общим тиражом исчисляемым сотнями миллионов экземпляров! ссылка