timsviridov |
Заглянуть за горизонт |
2010.04.14 03:40:40 | |
На октябрьском 2009 г. заседании Совета по фантастике выступал один из моих любимых авторов — Сергей Павлов («Лунная Радуга»). Тематика докладов была — различие советской и российской фантастики. Сергей Иванович сказал среди прочего: «Фантастическая литература приносит в нашу жизнь н о в о е — (я не помню точно, но цифра была, кажется, такая) — 75 процентов всего что в нашей жизни появляется нового сначала было придумано фантастами...
В «Малеевке»-1985 (Дубулты) руководителем моего семинара по фантастике был Дмитрий Биленкин, известный писатель, и человек большого философского ума, удивлявший нас всякий раз весьма нетривиальными обобщениями и неожиданными параллелями. Дмитрий Александрович любил повторять примерно следующее: «Авторы-фантасты различаются между собой тем, что н о в о г о они смогли принести в своих книгах. Вы можете писать захватывающие приключенческие произведения, или высоколобую интеллектуальную прозу, но реально вы оставляете свой след в фантастике т о л ь к о в том случае, когда вы высказываете идеи, которые до вас не высказывал никто...» Там же, насколько я помню, мы составляли список фантастов, «вошедших в историю» именно идейной новизной. Что называется сегодня звучным словом «Фантастика» и лежит на полках магазинов? Насколько фантастична сегодняшняя фантастика? Что происходит за портьерами авторских лабораторий? Почему читатели порой затрудняются определить точную границу между фантастикой и фэнтези (а порой и просто приключениями)? Ответов может быть много. Но реально он только один: в то время как растет число НФ-публикаций, количество изобретенной новизны пропорционально не увеличивается. Типа как размазать то же количество икры на большее количество хлебов. Да, авторы сегодня смелее и чаще применяют так называемые «фантастические приемы» — переносят героя из одного исторического времени в другое, сравнивают эмоциональные и технологические пласты различных исторических формаций, показывают грядущий апокалипсис, а издательства развертывают массированные многокнижные атаки на чей-то давно придуманный фантастический мир, охотясь за читательским вниманием. Но полнейшее ощущение, что все условились играть в некие «шахматы», двигая одни и те же фигуры по одним и тем же доскам. Да, то самое что называется «с лесу по сосенке». Как сочетается это с основной функцией НФ-литературы: заглянуть за горизонт, показать куда дальше идти? Ведь если писатель — инженер человеческих душ, то НФ-писатель — инженер человеческого будущего! Сложно оценить это. Коммерциализация фантастики мало чем отличается от коммерциализации искусства в целом. Самое главное (к сожалению) — количество «икры» не увеличивается. Везде очень много — просто «хлебов»... Теги: размышления | малеевка | фантастика
|
Наш опрос
Это интересно
Премия "Hugo" учреждена в 1953 году как литературная премия в области научной фантастики. Присуждается по голосованию Всемирных конвентов любителей фантастики Worldcon, поэтому считается «читательской». В 2009 году была присуждена Нэнси Кресс за роман "Нексус Эрдмана" .
Блоги
|
Форум
- темная тема для анекдотов
bluevebreah 16.9.2012 6:25 - Re: Безликий поток современной фантастики
Алексей Корепанов 8.1.2012 17:43 - Re: Безликий поток современной фантастики
alexander Zhabinsky 8.1.2012 17:26 - Re: Безликий поток современной фантастики
Алексей Корепанов 8.1.2012 17:03 - Re: Безликий поток современной фантастики
alexander Zhabinsky 8.1.2012 16:14